Инновационный проект как средство развития ИКТ-компетенций

ARTICLES

Современность характеризуется инновационностью процессов, происходящих в сфере образования. Cистема образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания, методов и технологий обучения (преподавания) «ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности». Появилась потребность в подготовке выпускников, ориентированных на самостоятельное применение на практике обобщенных знаний и умений в области информационных технологий, способных реализовывать собственные проекты, обладающих совокупностью таких учебно-значимых качеств личности, которые обеспечивали бы продуктивное выполнение дальнейшей профессиональной деятельности и ориентацию в информационном пространстве. В связи с этим актуализируется проблема формирования информационной компетенции старшеклассников, которая обусловлена отсутствием системы специфической организации процесса общего образования, направленного на приобретение знаний, умений и личностных качеств старшеклассников в информационной деятельности. Изучение программирования и основ робототехники и электроники позволит повысить уровень информационной компетентности школьников, так как они приобретут знания, умения, навыки, которые потребуются им в дальнейшей профессиональной деятельности.
Создание в образовательном процессе условий, при которых у учащихся может формироваться информационная компетенция, является одной из приоритетных задач среднего общего образования. Совершенствование общего среднего образования направлено на разностороннее развитие личности обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способности адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой задачи невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах образовательного процесса, но особенно актуальна на старшей ступени школьного образования. Анализ литературы и зарубежного инновационного опыта показал, что несмотря на существенный интерес ученых и значительность результатов, полученных к настоящему времени, проблема формирования информационной компетенции у учащихся в условиях развивающих курсов по-прежнему не решена в достаточной степени.
Введение элементов робототехники в школьные предметы позволит заинтересовать учащихся, разнообразить учебную деятельность, использовать групповые активные методы обучения, решать задачи практической направленности. Программирование реального робота поможет увидеть законы математики не на страницах тетради или учебника, а в окружающем мире. Курс предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика. Определяя место своего курса, я остановился личностном подходе и следующих формах организации учебной деятельности в рамках кружка, занятия ЛОК, урока. Кроме того, реализация курса помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности. Разработанный алгоритм развития компетенций и предложенные педагогические условия и методические приемы могут быть использованы в практике обучения информатики.