В настоящее время существует достаточно большое количество конкурсов связанных с программированием и изобретательством. Мероприятия, на которых учащиеся могут проявить свой талант, проводятся как общественными организациями, так и Министерством образования. Современному школьнику, или студенту, предоставлено право самостоятельно выбрать вектор своего развития, будь то программирование, спортивная робототехника или конкурс проектов. Наиболее крупные, среди прочих, в особенности на республиканском и/или международном этапе, предоставляют школьникам возможность получения грантов, денежных призов и ценных подарков. Победа мотивирует, опыт участия развивает навыки коммуникации, атмосфера конкурсов рождает новые идеи. Однако, школьнику, еще до момента когда он переступит порог любого конкурса, необходимо осознать, что существует конкуренция и далеко не всем суждено быть участником республиканских и международных этапов.
Если у одного ученика получится яркий успешный проект, за ним подтянутся другие. Толеген Рыщанов и Аслан Абдулов, Айдос Куанышев и Нуржан Биктимисов, победители Республиканской научно-практической конференции (РНПК) и Международной научно-практической конференции (МНПК) им. У. Джолдасбекова, разработали автономное транспортное устройство наделенное компьютерным зрением, а затем на основе платформы Ардуино инваробота — модель инвалидной коляски с перчаткой оснащенными датчиками, которые превращают жестовые движения рукой в текст, выводимый на экран. Такое устройство может помочь общаться глухонемым людям. Валерия Олещенко и Анастасия Руденко, призеры РНПК продолжили идею, придумав «умную» обувь с датчиком обнаружения препятствия, который включает звук, когда расстояние становится критичным. Линейку «умной» одежды пополнило изобретение Раухата Аркулова и Абылайхана Адильбека — «умная» тюбетейка, а также развили технологию «умного» дома, применив ее для юрты. Раухат и Абылайхан – победители таких международных конкурсов как Roboland и Infomatrix. Найти идеи для робототехнических проектов просто, если посмотреть внимательно вокруг. Вот есть у тебя набор датчиков и определенное оборудование — почему бы не попробовать, к примеру, заменить ими дорогостоящую аппаратуру в школьной лаборатории? Вместе c Александрой Лапкиной, Инессой Подопригора и Дана Клышпаевой, победителями таких МНПК как “Олимпиада “Созвездие” (г. Королев) и “Открываем мир науки” (г. Байконур) и Наурызовские встречи был создан метеозонд на основе Ардуино, который был отправлен в ближайшие слои атмосферы. Подобными метеозондами можно заменить дорогие аналоги, которые Казгидромет сейчас запускает ежедневно по стране, затрачивая на это более 50 тысяч тенге ежедневно.
Другой пример замены дорогостоящего оборудования — запатентованное изобретение Виктора Ковальчука, с помощью которого из любой плоской поверхности можно сделать интерактивную. Это делается только с помощью камеры и программы, которую Виктор написал на языке программирования Python. Его изобретение собираются применять в казахстанских школах.
За последние 12 лет ученики создали более 30 научно-исследовательских проектов, стали призерами международных олимпиад и заняли более 50 призовых мест на республиканских интеллектуальных конкурсах. Количество идей равно призовым местам, а уровень признания – мерка качества. Кроме того с учениками у нас получилось создать доверительную творческую атмосферу, в которой удовольствие сотрудничать и создавать. Важно услышать восхищенный возглас от ученика, который достиг того результата, к которому стремился, увидеть его глаза. Моя работа больше, чем просто работа: с первого дня преподавания я возвращаюсь в школу снова и снова, чтобы искать новое, чего раньше не было.
Конкурсы по механике и технике, научно-исследовательские проекты дают ученикам огромный опыт. Они начинают понимать современные технологии и то, как их можно применять это в науке. И конечно же, это дает хорошую базу для поступления в ВУЗы. Как правило, команда должна состоят из двух-трех человек. Лучше всего, чтобы один был механиком, а другой программистом или олимпийцем по математике. Как минимум один из них должен иметь хорошие коммуникативные навыки. Это важно не только для презентации проекта, но и чтобы составить его хорошую документацию, то есть найти, обработать и отредактировать материал. Этой бумажной рутиной технари обычно не любят заниматься. Поэтому хорошие технические проекты могут получаться и у школьников с хорошо развитыми гуманитарными навыками. У таких учеников грамотно построена научно-исследовательская работа. Такие ученики всегда отлично презентуют, потому как их навыки письма и разговорной речи всегда на высоком уровне, за счет все тех же коммуникативных навыков. Программирование сейчас выходит на первый план на многих профильных конкурсах. Жюри стали уделять больше внимание тому, как написана программа, и меньше самой сборке роботов, так как основные механизмы уже хорошо изучены. Путь к пьедесталу начинается с правильного выбора цели, и только тот, кто идет вперед, кто вкладывает все силы для достижения лучшего результата, кто критически относится к своему проекту, – тот достигает успеха. Среди конкурсов, в которых Вы можете принять участие можно выделить следующие направления:
- Республиканский конкурс научных проектов, проводимый ежегодно Министерством образования Республики Казахстан, под патронажем Национальной Академии наук РК. Актуальный и завершенный проект, следование требованиям оформления, новейшая идея, успешная экспертиза исследовательской работы являются ключом к успешной защите и победам на I-IV этапах конкурса. Наиболее успешный конкурсант, по мнению компетентного жюри имеет возможность защитить свой проект на Intel © ISEF. Кроме того, зарегистрированный на конкурс ученик, имеет возможность продемонстрировать свой проект на таких конкурсах научных проектов, как: Международный конкурс «Молодой ученый» (г. Дэджон, Ю.Корея); Всероссийская Олимпиада учебных и научно-исследовательских проектов детей и молодежи «Созвездие» «Человек – Земля – Космос» (г. Королев, РФ); Международные соревнования по космическим исследованиям «Открываем мир науки» (г. Байконур, РФ); Международный конкурс исследовательских проектов по математике и механике им. У. Джолдасбекова (г. Алматы, РК); Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского с международным участием (г. Москва, РФ); Международный конкурс “Математика и проектирование”.
- World Robotics Olympiad. Глобальный конкурс, основной идеей которого является раскрытие потенциала школьников различных возрастных категорий инструментами входящими в состав наборов для занятий робототехникой. Конкурс является сравнительно молодым на территории Республики Казахстан, но имеет огромное количество последователей, а значит проводится во многих регионах нашей страны. Для участия в республиканском конкурсе необходимо победить в одной из категорий на региональном этапе. Правила меняются ежегодно, вместе со страной проведения конкурса.
- Соревнования для учащихся и студентов Республиканского общественного объединения «Казахстанская Федерация образовательной и спортивной робототехники «КазРоботикс»». Федерация организует и проводит чемпионаты, конкурсы научно-технических проектов и выставок по робототехнике регионального, республиканского и международного уровня. Особенностью федерации является непрерывное обучение как будущих тренеров, так и воспитанников для успешного участия как во внутренних конкурсах, так и вне.
- Technovation Challenge – это международный конкурс для девочек в возрасте от 10 до 18 лет, который проводится в Казахстане ежегодно, с 2015 года. Миссия Technovation – вдохновлять и обучать девочек и женщин решать реальные проблемы общества с помощью технологий, а именно через разработку мобильных приложений. Школьницы вместе с наставниками разрабатывают приложение, проводят маркетинговые исследования, пишут бизнес-план, снимают видео и приобретают много новых навыков.
Кроме того существует множество других открытых мероприятий и конференций, как отечественных например: Международная олимпиада Infomatrix; Международная олимпиада «Roboland», так и всероссийские и международные: Балтийский инженерный конкурс, Международный конкурс детских инженерных команд «Кванториада»; Олимпиада Национальной технологической инициативы Всероссийская инженерная олимпиада Кружкового движения НТИ; Vex Robotics Competition; FIRST Robotics Competition.
Огромное количество открытых конкурсов, олимпиад и конференций по информатике, робототехнике и программированию вы можете найти ниже:
Премия Джеймса Дайсона – это шанс для начинающих изобретателей сделать себе имя. Конкурс посвящен инновационным инженерным изобретениям, проектам и промышленному дизайну. Целью конкурса является вдохновение молодых инженеров на поиски новых инновационных решений современных проблем. Участники конкурса должны придумать изобретение, которое может решить одну из насущных проблем современного общества.
Всероссийский технологический фестиваль "РобоФест". «РОБОФЕСТ» (ранее "PROFEST") – крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки. Возродить престиж инженерных профессий в России, привить интерес к ним со школьной скамьи – ключевые задачи «РобоФеста».
Международные молодежные робототехнические соревнования Eurobot – это международное соревнование по робототехнике среди любителей, созданное в 1998 году, открытое для молодежных команд, организованное либо в рамках студенческих проектов, либо в независимых клубах. Евробот проходит в Европе, но также приветствует страны с других континентов.
Promobot Сhallenge – первый хакатон по программированию сервисных роботов для решения бизнес задач, при поддержке Национальной Предпринимательский Сети. Promobot Challenge проходит в несколько этапов. Команде-участнице необходимо придумать нестандартную идею использования робота Promobot. Затем, при поддержке команды разработки компании Promobot, технически реализовать свою идею.
Международный фестиваль робототехники «РобоФинист» – это одно из самых ярких событий для юных робототехников России и Мира. Ребята получают уникальную возможность оценить и повысить свой профессиональный уровень, принять участие в обучающих мастер-классах, пообщаться со сверстниками из разных стран и завоевать международное звание Чемпионов!
WorldSkills — международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. Миссия конкурса заключается в формировании механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по техническим профессиям на основе международных стандартов, включая механизмы профессиональной ориентации, подготовки кадров, формирования экспертных сообществ и повышения производительности труда.
STEAM CUP представляет собой международное некоммерческое движение, основанное компанией ROBOTIS. К участию приглашаются изобретатели, создающие своих роботов преимущественно на базе конструкторов ROBOTIS (DREAM, STEM, Bioloid и др). Конкурс проектов проходит в дистанционном формате, что позволяет практически любому изобретателю принять участие в состязаниях.
International Youth Robot Competition (IYRC). Международное молодежное соревнование роботов (IYRC) – это глобальное соревнование роботов для молодого поколения. IYRC широко открыт для молодых людей старше 8 лет, которые любят создавать роботов и даже мало знают о них. IYRC предлагает не только соревнования, но и различные программы, включая научный эксперимент, общественные мероприятия и увлекательные туры.
Онлайн-игра и инженерный турнир "Орбита" позволяет школьникам и студентам погрузиться в решение настоящих инженерных задач по освоению космического пространства. «Орбита» – это STEM-игра , которая знакомит участников с практическим применением точных наук в сфере космонавтики. Участники игры попробуют себя в роли С.П.Королева или Элона Маска: они будут конструировать и запускать на орбиту Земли микроспутники, а затем отслеживать их работу.
Международные соревнования «РОБОТРАФФИК» и «РОБОТРАФФИК С ТЕХНИЧЕСКИМ ЗРЕНИЕМ» проводятся с целью выявления одаренных обучающихся в научно-технической сфере. Первый Открытый Кубок России по программированию беспилотного автомобиля Russian Open Self-Driving Cup.
Олимпиада Университета Иннополис
Innopolis Open по робототехнике (IOR) –
открытая командная проектная олимпиада по разработке интеллектуальных
робототехнических систем для школьников. Организатором IOR выступает Университет
Иннополис, расположенный в новом IT-городе – Иннополис. Команда участников
разрабатывает робота и наделяет его интеллектом (программирует) таким, чтобы он
мог решить задачу в условиях, которые заранее полностью неизвестны.
NEUROTECH CUP
проект при поддержке
BiTronicsLab – международный конкурс
проектов молодых исследователей и инженеров в области нейротехнологий и
искусственного интеллекта. Для участия в конкурсе принимаются
инженерные разработки и научно-исследовательские работы по следующим
направлениям: интеллектуальные робототехнические системы; беспилотные аппараты;
человеко-машинные интерфейсы; медицинская и реабилитационная техника;
образование; VR/AR-технологии в медицине; когнитивные технологии.
Экстремальная робототехника стала авангардом научно-технического развития робототехники, а история возникновения конференции «Экстремальная робототехника» и превращения ее в ежегодную конференцию объективно связана с историей отечественной робототехники. Основные потребители в России – это МЧС, Минатом и другие министерства, связанные с опасными технологиями, включая космическую и подводную тематику, а также Минобороны и все силовые ведомства.
Остальное зависит от учителя и мотивированного ученика. Движение мысли ученика в познании; сердечное движение учителя навстречу детям; движение детей навстречу учителю – три главных принципа в обучении. Точка, в которой скрещиваются все три линии порождает поток.
Ключевыми факторами влияющими, в той или иной степени, на успех являются:
- Выбор направления, глубокое изучение и повтор существующих технических решений;
- Над предметная интеграция, объединение нескольких технологий, вовлечение «невозможного»;
- Черновик, прототип или опытный образец, практика и проведение экспериментальных работ;
- Отсутствие опор на шаблоны, идея или решение на замену действующей технологии;
- Исключение плагиата, получение или соблюдение авторского права, социальная направленность;
- Знание основ научно-исследовательской деятельности и корректная работа с научным аппаратом;
- Естественно-научная и математическая грамотность, в том числе знание механизмов и их работы;
- Развитые или развиваемые языковые и ораторские навыки, навыки работы в команде;
- Изучение различных ресурсов; постоянный поиск, отсев и интерпретация информации;
- Запись идей, их синтез и анализ, дискуссионные беседы с руководителем или командой;
- Сотрудничество с учеными и инженерами, исследовательскими институтами и лабораториями;
- Длительная и качественная подготовка, усидчивость, внимание к мелочам, стрессоустойчивость;
- Критическое мышление и постоянная доработка устройства (нет предела совершенству!);
- Порядочность, пунктуальность, аккуратность, соблюдение правил техники безопасности;
- Отсутствие страха фиаско, исключение любой поломки или выхода из строя, запасные варианты;
- Следование правилам и регламентам конкурсов, тайм менеджмент и лидерские навыки;
- Маркетинговый план и бизнес-исследование, сравнение и доказательства уникальности проекта;
Единственное, что не должно вам дать сдаться, – возможность менять мир к лучшему. Следует просто Начать, поборов синдром белого листа. Начать, ибо ты стремишься или к успеху, или к мастерству. Развивать себя, свои мысли и идеи. Закладывать основу с того что доступно, сделать простое и элементарное, но своё и развиваться в процессе непрерывной экспериментальной работы.